Неясно, почему свет — мощнейший инструмент восприятия и фактор, влияющий на человека на уровне психики, — до сих пор бывает недооценен профессионалами дизайна и архитектуры. Уверенно можно сказать одно: не стоитзабывать о грамотном архитектурном освещении, оно способно преобразить любой проект.
Архитекторы и декораторы, тщательно прорабатывающие планировку и мастерски выбирающие мебель, часто не используют потенциал света в полную силу. Вешая пышную люстру и комплект бра, привносящих уют в дом, они идут на компромисс между тусклым светом и его полным отсутствием. Грамотное же освещение —наука, основанная не только на нормативах, но и на понимании подсознательной психологии, работа с архитектурой пространства и качественным оборудованием.


Три важнейших принципа светодизайна обозначил еще 60 лет назад основоположник этого направления, Ричард Келли. За свою карьеру он приложил руку более чем к тремстам проектам, имеющим отношение к световому дизайну, работал со знаменитыми архитекторами Филипом Джонсоном и Людвигом Мисом ван де Роэ и кардинально повлиял на отношение архитекторов к использованию возможностей света и архитектурного освещения.
Основываясь на огромном опыте, Ричард Келли сформировал три принципа светодизайна, широко цитирующихся до сих пор.

Светодизайн призван решать проблемы, и самая очевидная— это освещенность помещения в целом. Данное направление Келли называл«свет, чтобы видеть» —абсолютный минимум, обеспечивающий визуальный комфорт. Тут можно полагаться на принятые для жилых и рабочих зон нормы, что само по себе не гарантирует безоговорочный успех проекта. Важно учитывать предназначение пространства и уметь к месту использовать горизонтальное и вертикальное освещение.

Второе направление Ричард Келли обозначил как «свет, чтобы увидеть», включающий в себя споты, направляющие внимание на тот или иной объект, и светильники, заливающие стены, — они взаимодействуют с архитектурой пространства, практически выстраивая её.
Правильный симбиоз архитектурных форм, направленного и отраженного света, залитых стен и направленного света может полностью поменять восприятие комнаты, придать ей дополнительный объем, разделить на зоны и дополнительно подчеркнуть выигрышные ходы.

Последнее направление,«свет, чтобы смотреть», включает в себя декоративное освещение и эффекты. В связке с остальными направлениями, этот вид освещения создает атмосферу, подчиняясь тому или иному сценарию. Во многом это пересечение со вторым пунктом, с той разницей, что сценарии работают непосредственно на человека и его сознательное или подсознательное восприятие пространства. Так, скажем, залитая в меру ярким белым светом ванная комната поможет проснуться утром и настроиться на продуктивный день, но не подойдет для комфортной и успокаивающий вечерней ванны перед сном.
Выстраивание сложных световых сценариев, оптимальных для разных занятий, времени суток и даже членов семьи выгодно отличает архитектурное освещение от привычной, но ограниченной в возможностях, комбинации «верхний свет / нижний свет».

Свет несет огромную эмоциональную нагрузку и действует как на уровне подсознания, так и ассоциаций — например, холодный флюоресцентный в белом помещении сразу же напомнит больницу (более широко — стерильное пространство), направленный светильник-спот создаст атмосферу камерности и привлечет внимание. Цветные световые решения меняют пространство до неузнаваемости, не зря «красные фонари» стали именем нарицательным, в то время как ночники, в основном, успокаивающе синие.
Менее очевидны подсознательные эффекты света. Так, например, ученые сопоставляли реакцию на сценарии с вертикальным и горизонтальным освещением в общественных и личных пространствах.
Горизонтальный свет
То есть, освещение потолка и пола. Чаще используется в проектах общественных пространств. В частности, за счет отражения с поверхностей, света кажется больше, четче считывается общая архитектура помещения. Все эти факторы подсознательно влияют на уровень комфорта человека в открытом непривычном пространстве. Такой вид освещения также воспринимается как более формальный и отлично работает в лобби отелей или в крупных магазинах.

Напротив, в домашней комфортной обстановке горизонтальное освещение может быть излишним. В таком случае, предпочтение отдается вертикальному свету, направленному на стены, и спотам, отделяющим различные зоны и создающим визуальные островки внимания. Кроме того, вертикальный свет визуально увеличивает пространство, что может сыграть на руку при работе с узким коридором или прихожей.
В идеале же и частные, и общественные пространства должны комбинировать оба варианта освещения и позволять их вариацию в разных сценариях.


Архитектурные светильники всем своим видом призваны не привлекать внимание и останутся незаметными, если только не выделять их специально.


Во-вторых, настольная лампа на рабочем месте или люстра над обеденным столом выполняют вполне определенные роли — точечного света и создания атмосферы соответственно.